raskaz.sloweb.ru


Лекториум

"Лекториум"
Сортировать: по оценкам | по дате



20.06.18 неправильно [0] правильно
Лекториум

Служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: жениться, купить имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях десятинах, о рощах, о мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достает. Останавливается на мысли, что не достает крыжовника, посылает в питомник.
На Руси крыжовник хорошо известен уже очень давно. Еще с XI века его выращивали в монастырях. Но вот только называлась эта ягода тогда агрус. Из нее варили джемы, кисели, варенья, вино. С XII года его выращивали в больших количествах в царских садах. Под выращивание крыжовника были заложены целые плантации. В годы правления Екатерины Великой крыжовник стал считаться царской ягодой. Императрица очень любила варенье из крыжовника, сделанное по особому рецепту.
А вот в других странах крыжовник стал известен гораздо позже. В Европе этот кустарник стали разводить в XVI веке, и только спустя двести лет в Северной Америке. Так что мы можем смело сказать, что крыжовник — русская ягода.
Как только не называют крыжовник: В России — царская ягода, северный виноград; в Англии — «гусиная ягода», видимо потому, что из крыжовника издревле готовят соус к жареному гусю; в Германии — «колючая ягода», очень уж колючие у него шипы на ветках, в Италии - «щетинистым виноградам». Говорят, что название «крыжовник» пошло от древнего слова «крыж» или крест. Было и еще одно имя в старину у крыжовника: берсень.
Какие задания и вопросы предложите Вы вашим ученикам на сопоставление плана и окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»? Предложите ваши варианты.
4.1.-4.2 Главный герой, Николай Иванович, служил в канцелярии, "добрый, кроткий, человек; жил скупо, но экономил ради Мечты. В отличие от замысла рассказа, он всё же женился, но опять-таки ради денег: "на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки". Большое место в рассказе занимает описание природы. Идея о крыжовнике родилась вместе с Мечтой о покупке имения (Крыжовник был включен в "план" покупки имения и в какой-то мере была олицетворением этой самой мечты!
Особенный взгляд А.П. Чехова на историю, рассказанную Иваном Иванычем заключается в том, что крыжовник - это повод поговорить о смысле жизни, о возможности в ней счастья...
Почему о жизни Николая Ивановича Чимша -Гималайского мы узнаем из уст другого рассказчика, а не от него самого? Какой прием использует А.П. Чехов?
М. Кронгауз много пишет и особенно говорит про граммнаци, такое движение, которое не допускает возможность ошибок, мы же все сторонники пушкинского взгляда на мир, а потому русской речи без грамматической ошибки не любим. Это я пишу в оправдание своим многочисленным грамматическим ошибкам и оговоркам в видеороликах. Будем друг другу великодушны и снисходительны.

источник

20.06.18 неправильно [0] правильно
Лекториум

Иллюстрации связаны с рассказом напрямую. Первая - к гоголевской "Шинели", вторая - к "Обломову". В обеих иллюстрациях, как и в рассказе Н.
Согласна с предыдущим автором полностью. Во всех произведениях вещь берет верх над человеком. Но я Акакия Акакиевича жалею, потому что он много лет экономил на всем, даже дома в халате ходил, чтобы сэкономить на прачке. А ведь изначально шинель прохудилась. То есть он каждую зиму замерзал, и копил на вещь, которой и попользоваться-то не успел.
Обломова мне не жалко, он жил в фантазии об устройстве своего поместья, о будущей жизни. Но так и не смог, и не захотел начать что-либо делать. Жил практически всю жизнь как барин, не задумывался о деньгах. Пока не переехал на Выборгскую сторону. Но и там его хорошо содержали, даже сын у него остался.
А Олечка типичный представитель "гламура" нашего времени, как я ее вижу. У меня скорее ассоциация с "Носом" возникла. Воротничок правит человеком, как будто он не вещь, а сам человек. И Олечку совершенно не жалко. Жила тихо и застенчиво, так чего же ей вдруг перестала нравиться ее скромная жизнь и нужен стал этот воротничок. Сама и виновата, что помогла воротничку за себя жить, и поплатилась за его поступки.
Связь этих иллюстраций с рассказом становится очевидной уже после прочтения первого абзаца: коварные вещи порабощают людей и управляют ими. Шинель, диван с халатом, а теперь... Берегитесь, воротники атакуют! Причем многих из нас.
Тэффи очень тонко критикует мещанство. Ее рассказ, как и "Шинель" и "Обломов" осуждают власть вещей. Но есть в литературе и положительные примеры. Например, герой Т. Драйзера Фрэнк "Финансист" любил окружать себя красивыми и дорогими вещами. И даже находясь в тюрьме, он сделал  свою уродливую камеру уютной. Любовь к красивым вещам и деньгам толкала его не вниз, а вперед и привела к небывалому успеху. 
Шинель Башмачкина, халат Обломова - вещи, без которых нельзя представить героев. Бытовые предметы разрастаются до метафор (подруга жизни, синоним привычки и комфорта), не переставая быть вещами обихода. Они стареют, изнашиваются, засаливаются. Их можно штопать и стирать. Они защищают. Агрессия и энергия приходят в жизнь Башмачкина только с новой шинелью. Через борьбу за её приобретение и, после кончины, за её возвращение.
Рассказ Тэффи  эскизен. Не жизнь, а страничка из неё. Не характер, а набросок. "Вещица", "Олечка", "ленточка" - как будто читаешь раннего Чехонте. Кстати, воротник не превращен в "воротничок". Потому что ему в данном повествовании быть главным, монстром, диктатором? Своеобразным двойником героини. Воротник, в отличие от шинели и халата, не защищает владельца, не ограничивает его пространства, а вторгается в его жизнь с целью её разрушения. В названии "Жизнь и воротник" - претензия на эпичность, пародийная по своей сути.
Вещь — то, что связывает эти иллюстрации («Шинель» Гоголя, «Обломов» Гончарова») с рассказом Тэффи «Жизнь и воротник». Во всех рассказах она раскрывает внутренний мир и проблемы человека. У Гончарова — героя ленивого и безучастного к жизни, не способного расшевелить себя, отойти за нормы привычной жизни, кроме как засчет фантазий. У Гоголя — «маленький» человек, который не способен купить даже такую необходимую вещь, как шинель, и вынужден вдвое экономить.

источник

20.06.18 неправильно [0] правильно
Лекториум

Эхо каких произведений русской классической литературы, помимо пушкинской повести, вы слышите в рассказе Л. Улицкой? В чем особенности голоса писательницы — нашей современницы? Напишите небольшое эссе на эту тему.
"Вешние воды" Тургенева, на мой взгляд, перекликаются с рассказом Улицкой. Одно из проявлений злобности - желание "поломать" чужое светлое чувство. И, конечно, подчинение себе других людей, используя их слабости, неопытность, открытость и доверие.
Мне сначала казалось, что Л.Петрушевская и Л.Улицкая настолько разные!  Ну как, например, Пушкин и Лермонтов. Оказалось, что между ними столько же общего. Только идут они разными путями к одной цели - разоблачить зло в бытовой, будничной жизни… Правда, Л.Улицкая рядом с этим порой ещё рисует образылюдей, в чьей жизни  правят свет, любовь, духовность («Медея и её дети», «Сонечка»). В творчестве Л.Петрушевской таких произведений для взрослых  лично я  не встречала. Буду рада, если мне на них укажут.       
Повесть Л.Петрушевской «Маленькая Грозная» и рассказ Л.Улицкой «Пиковая Дама» как будто дополняют друг друга.  Обе героини достигли предела своих желаний. Теперь осталось сохранить власть в маленьком мирке размером в 150 квадратных метров. Героиня Петрушевской готова на всё ради того, чтобы уберечь огромную квартиру от многочисленных родственников. «Жить в покое и на свободе одной в квартире» - вот её цель.
Квартиру она отстояла. Но цена этой борьбы страшная. Умирает она в психлечебнице на руках не любимой дочери, а ненавистного сына, с которым  боролась. Обращают на себя внимание вкрапления грубой лексики в речь героинь обеих авторов. В повести Петрушевской это и способ характеристики героини (соединение правильной, интеллигентной речи и грубой).
Как не вспомнить в контексте эти произведений Арину Петровну Головлёву  (Роман «Господа Головлёвы»)! Того же поля ягода, что и Мур, Маленькая Грозная. Головлёва, как и Мур, любит рассказывать о своих былых «заслугах», то есть о том, как приобретала и богатела. Старшего сына иначе как Стёпка-балбес она не называет. Дочь бежала в город. Средний сын погрузился в мир иллюзий. Порфирий-Иудушка приспособился -  тиранит мать. Дом построен крепкий, но семья разрушена руками хозяйки, судьбы детей погублены усилиями матери.
У Л.Улицкой есть, правда, повесть «Медея и её дети». Это мифологическая Медея-наоборот.  Главная героиня - антипод Пиковой Дамы. Она полный антипод и Маленькой Грозной. Грозная боролась со своими детьми, Медея принимала в дом и воспитывала, даря любовь, чужих.  Повесть «Сонечка» тоже светится изнутри душой главной героини, имя которой отнюдь не случайно. Она  человек читающий. Из счастья книжного она попала в счастье реальное, которое оказалось отнюдь, по мысли автора, не иллюзорным. И жизнь - достойная.
Прозе Л.Улицкой свойствен глубокий психологизм, умение одним словом заставить читателя мыслить. Многие литературоведы склонны считать  сложным, не решённым ещё окончательно вопрос о человеке в художественном мире Л.Улицкой, об её авторском взгляде на природу людей. Её творчество - «женская проза», и это вовсе не уничижительная характеристика. Вот её признание: «Да, искусство  делится  на  мужское  и  женское.  . Есть  сферы  преимущественно  мужского  интереса,  есть области  женского.

источник